Личный блог Михаила Шашина

Небольшие заметки и статьи, который могут быть полезны как студентам, так и обычным людям.

Как составить план курсовой работы?

План курсовой работы — основа основ. От правильно составленного плана зависит не только объем курсовой работы и логичность её изложения, но и общее впечатление о курсовой. Ведь, как известно, большинство преподавателей судят о курсовой работе только по введении и плану (содержанию).


Задачу составления плана можно разделить на две разновидности: когда в методичке есть требования к плану, и когда их нет. Ну еще есть третий вариант — когда план уже жестко прописан в методических указаниях, или его заранее составил преподаватель, тогда план составлять не нужно, и можно переходить к написанию введения.

Если есть требования к плану/содержанию в методичке

В этом случае необходимо просто следовать правилам. Универсальной таблетки здесь просто не существует, т.к. каждый вуз, каждый факультет и каждая кафедра может прописать свои собственные требования. То есть здесь главное — читать. Если все-таки не получается разобраться — пишите в комментариях, помогу.

Если требований нет

Если требований никаких нет, а известна только тема, то необходимо план курсовой работы составить самостоятельно.

В большинстве случаев, курсовая работа включает 2-3 главы. Первая глава в таком случае теоретическая, вторая — проектная, третья — практическая (вторая и третья главы иногда объединены в одну). То есть логика такая: сначала мы рассматриваем теорию, выделяем какую-либо проблему (это первая глава), после этого предлагаем и обосновываем какие-либо пути решения выявленной проблемы (это вторая глава), а затем решаем эту проблему выбранным методом (третья глава). В конце делаем выводы (заключение).

 

Название первой главы обычно начинается с одного из следующих слов:

  • Исследование
  • Изучение
  • Анализ

Название второй главы:

  • проектирование
  • разработка проекта
  • обоснование проектных решений

Название третьей главы:

  • Разработка
  • Реализация
  • Оценка результатов

Каждый раздел курсовой работы необходимо разбить на параграфы. Параграфов в каждой главе должно быть минимум 2. Не стоит делать слишком большое количество параграфов (больше 6), лучше каждый параграф разбить на подпункты.

Как разбить параграф на подпункты? Можно просто «жахнуть» посередине и разделить на два равных по объему куска, но правильнее будет выделить пару основных мыслей, на которых нужно заострить внимание читателя.

Например, первая глава (теоретическая), в ней сначала рассматриваем общие понятия о предметной области, а затем — более конкретные. То есть если в первом параграфе мы рассматриваем общую деятельность компании, то во втором — более конкретно изучаем деятельность интересующего нас отдела/подразделения. В третьем — делаем выводы о результатах проведенного анализа. Обычно вывод отражает такую мысль: «все хорошо, но вот здесь есть вот такая проблема, которую надо решить».

Раз выделили проблему, и поняли, что её надо решать, то вторую главу начинаем с построения гипотез решения проблем. Это может быть обзор уже имеющихся решений данной проблемы, или разработка технического задания, или построение модели «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ». Следующий пункт второй главы посвящаем описанию и обоснованию того, как мы в итоге решили устранять выявленную в первой главе проблему.

В третьем разделе описываем либо сам процесс решения проблемы, либо уже готовый результат (например, это могут быть алгоритмы работы программ, схема базы данных, сравнительные диаграммы как было, и как стало после применения нашего решения и т.д.).

Если следовать описанным выше принципам построения плана курсовой работы, то план будет логичным, последовательным и затрагивать только нужны вопросы, не углубляясь в смежные с темой курсовой области.

Если у Вас остались какие-то вопросы, то смело задавайте их в комментариях — отвечу всем!

Post a comment